Разговор со внуком

   На дворе хмурый декабрьский вечер. Чем-то обиженная зима, забыв покрыть землю белым покровом, обходит город стороной, изредка освещая редким дождем. Пробежавший по дворам холодный ветер сушит пешеходные аллеи и дороги.
   Декабрьские дни короткие. Ночь активно вытесняя день наступает на город. Окрестности скрываются в серости позднего вечера. Город накрывается темным зонтом и слезящийся свет уличных фонарей с трудом пробивается сквозь плотную серость. Мрачное небо сливается своей серостью с крышами домов великанов. Темные громады зданий хмуро смотрят на окружающий мир своими бледно-тусклыми глазницами.
   Дома стоят в окружении заснувших деревьев. Их черные, ветви беспомощно опустились вниз или наоборот стоят задранными вверх, словно с ужасом ожидают приближение морозов.
   В квартирной тишине слышится тихое поскрипывание, безжалостно отмеряющих время ходиками. Внук, ученик десятого класса, готовит уроки. Я неторопливо просматриваю книжную библиотечку, размещенную на полках шкафов.
   В моих руках том Александра Беляева. На меня нахлынул поток воспоминаний из далекого детства. Зима. Мороз. Снегом засыпан весь город. Злой ветер стучит в окна. Кутаясь в одеяло, я ночи напролет читал произведения этого фантаста.
   Условия тех лет были сложные. В доме прохладно, постоянно хотелось есть. Вечерами часто отключали свет. Свернувшись в постели клубочком, подчас под огарок свечи, я с упоением читал, живо представляя себя участником событий.
- Дедушка, - Данюша прерывает мои воспоминания. – Скажи, а тебе приходилось в школе получать плохие отметки? Этот вопрос с трудом возвращает меня из воспоминаний.
- Конечно приходилось.
- А уроки пропускать приходилось?
- Бывало. С сожалением ставлю книгу на место.
- Интересно, как это у вас было в те далекие годы?
- А нового в этом ничего нет. Учился я в классе третьем. С друзьями, вместо уроков в зимнее время, отправлялся в лес выслеживать следы зверей и птиц.
- Ну и как закончился поход?
- Успешно. В лесу, на белоснежном покрове масса непонятных для нас следов... Мама узнала о моих походах от родителей одного нашего иследователя.
- И что?
- Отхлестала попавшимся в руки полотенцем.
- И что было дальше?
- Ничего. Путешествия любителей природы прекратились.
- А оценки ты получал незаслуженно заработанные?
- Нет. Очевидно я не был любимцем учителей.
   В те годы подарки дарить было не принято. Наша бедность не позволяла. Дополнительные занятия учителя проводили с отстающими после уроков. А внеурочное время посещали учеников на дому, интересуясь бытом и подготовкой к занятиям.
- Дедушка, а трудно тебе было учиться в школе?
- В школе нет. Седьмой класс я закончил в школе рабочей молодежи, работая на предприятии. После окончания техникума десятый класс так же закончил в вечерней школе. А это далеко не просто. Времени было в обрез. Подготовке к занятиям мало уделял времени. В институте, на первом курсе это создало определенные трудности.
- Дедушка, а было у тебя не понимание с преподавателями? Ну вот к примеру, когда ты чувствуешь что прав, а доказать не можешь? Тебя не понимают, или не слушают и ты бессилен что-нибудь доказать?
- Был у меня один заковыристый случай. Это было в Кривбассе. Учился я на вечернем факультете. Институт находился в центре города. Ехать приходилось троллейбусом по разбитым дорогам часа полтора. Это был единственный вид городского транспорта. Особенно тяжело приходилось в зимнее время. Мороз, людей на остановке много, в салоне толчея...
   На занятиях, слушая лекции порой засыпаешь от усталости. Был у нас преподаватель теоретической механики, кандидат технических наук. Читая лекции активно использовал конспект, а вывод теорем просто переписывал на доску. Стоит спиной к аудитории и глядя в конспект переписывает. А мы в тишине, пригревшись под монотонный стук мела по доске, засыпали.
   Порой думаешь, зачем терять время? В учебнике все есть. Я перестал посещать лекции. Хотя меня ребята предупреждали, за это могу крепко поплатиться. Ничего думаю, пробьемся.
   Идет весенняя сессия. Экзамен по теоретмеханике. Беру билет. Кориолисово ускорение. Тема серьезная. К великой радости с этой темой я разобрался дома при подготовке. Сижу, не терпится. Дай думаю, удивлю преподавателя. Прошусь первым, без подготовки.
- Ну, ну, - слышу, - садись.
Подсаживаюсь к столу преподавателя и на чистом листе пишу свой ответ, растянувшийся на страницу. Написал. Довольный собой сижу, смотрю на преподавателя.
   А он смотрит на меня, улыбается, - не верно!-  говорит, - неуд. Идите подготовитесь, возьмете новое направление, придете в следующий раз.
- Как не верно, - растерялся я ? Давайте сверимся с учебником, он при мне.
- Нет, - говорит, - идите, сверяйтесь сами. Когда подготовитесь приходите.
Я только рот раскрыл, - идите, - говорит, идите, и не спорьте со мною.
Что делать? Вышел из аудитории. Беру учебник, сверяюсь. Вроде бы все верно.
- Ну, ничего, -думаю, как то переживу. А ребята предупреждали меня...
Через несколько дней я вновь иду на экзамен с другой группой. Захожу. А он улыбаясь, смотрит на меня и говорит, - билет тянуть не нужно, кориолисово ускорение.
   Ну что же, этот материал я проштудировал. Прошусь сдавать без подготовки.
- Нет, - говорит, - хоть в этот раз не спешите. Готовьтесь. Сижу, молча слушаю тихие ответы студентов. Разглядываю сидящих... Подходит моя очередь. И опять я пишу на чистом листе. Пишу, а у самого душа поет, знай наших! Он молча смотрит. Закончив, довольный смотрю  на преподавателя, что теперь скажет?
- Не верно, - слышу. Я чуть со стула не свалился.
- Почему? – спрашиваю, где вы видите мою ошибку?
- Идите, -говорит, - и внимательно посмотрите свой конспект.
Что делать? Вышел, сравниваю ответ с учебником и ничего не понимаю. Расстроенный уехал домой.
   С новым направлением иду в третий раз. Преподаватель находился в своей лаборатории. Сидит, вытягивает проволочки из каната.
- А пришел? – говорит, - хорошо, кориолисово ускорение.
Я сажусь возле него за стол, беру бумагу и пишу. Он занимаясь своим делом, искоса поглядывает на меня. Написал, подаю.
- Не верно, слышу. Я чуть не взорвался от обиды.
- Почему, спрашиваю, - давайте сверимся с учебником.
- Нет, - говорит, - лучше с конспектом. У меня времени заниматься Вами нет. Я, - говорит, - выполняю ответственную государственную задачу, а Вы отвлекаете. Возьмите свое направление и приходите следующий раз. Только, -говорит, - готовьтесь не по учебнику, а по конспекту.
- Что же делать? В сердцах заявляю, что больше к нему на экзамен не приду.
- Ваше дело, -слышу ответ.
   Вышел я, обида душит. Что делать? Иду к заведующему кафедрой, фамилия его Снежков, имя к сожалению забыл, очень давно это было.
Он встретил меня приветливо. Я рассказываю свою историю, и на листе пишу злополучную теорему.
   Снежков смотрит, - правильно говорит. А я только что третий раз пытался сдать Бережному, он говорит, что не правильно.
- Это, - говорит Снежков, - у Вас молодой человек отношения зашли в тупик.
- Я говорю, что больше к нему не пойду сдавать экзамен.
- Если Вы будете сдавать комиссии, - говорит завкафедрой...- Вы должны понимать, что это будут коллеги Бережного... Поэтому идите и наводите мосты.
   Вышел я из кабинета, трудно передать мое состояние. Что делать? Мне уже все опротивело. Но не бросать же институт?
   Во дворе встречаю Виктора Григорьевича Слюсаренко. Ранее мы вместе работали в шахте, он начальником участка, я горным мастером. Он защитил диссертацию и был приглашен на работу в институт. Здесь защитил докторскую и теперь работал заведующим кафедрой.
Встретились мы как два товарища долго не видевшие друг друга. Пошли разные разговоры, вопросы.
- Подожди, - говорит Виктор Григорьевич, - ты такой сумрачный? Заболел?
- Да нет, - отвечаю. И я рассказал ему  о своих приключениях. Смеется.       Дай говорит зачетку и посиди здесь на лавочке. Ушел. Сижу жду.
Идет улыбается. - Возьми – говорит-  зачетку и иди к Бережному, он ждет тебя. Я ему сказал, что ты так больше поступать не будешь.
- Подожди, - говорю, -что значит так поступать не буду? Что это значит?
- Иди, иди,- смеется.
Иду.
- А, пришел, - слышу веселый голос преподавателя, - садись!. Кориолисово ускорение. О как мне надоело это ускорение, это просто какое-то наваждение.
   Ну, а что делать? Беру бумагу, вздыхая пишу. Он смотрит на меня, улыбается.
- Хорошо, - говорит, - хорошо, давно бы так. Как? Давайте зачетку. Пишет.
Взял я зачетку, выскочил из лаборатории, а во мне все кипит!..
Зашел к Виктору Григорьевичу, своему спасителю, больше поделиться то впечатлениями не с кем. А он смеется.
- Это тебе хороший урок преподан! А как ты хочешь? Как вас учить? Если лекции не посещаете. И попробуй обидеться.
   Вот такой случай Данюша был в моей жизни. Был бы я менее строптивым, сидел положенное время на лекциях, ничего подобного бы не произошло. Но этот случай запомнился мне на всю жизнь.
   А на дворе темная декабрьская ночь. Даня давно закончил свою подготовку уроков, а мне пора было отправляться восвояси. Завтра будет новый трудовой день и какие сюрпризы он принесет нам, будет видно.


Рецензии
Такая несправедливость была в 10 классе по химии. Но мне не ставили "отлично", так я просто не отвечал ей целый год. Экзамен выпускной сдал нормально, но в аттестате осталось "хорошо". Обидно, а из-за чего ко мне было такое отношение, так и не понял ... Удачи.

Валера Матвеев   16.03.2018 07:39     Заявить о нарушении
В жизни всякое бывает.
Спасибо Вам, Валерий.
Творческой Вам удачи.

Виктор Костылев   23.06.2018 17:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.